Вернуться к Экология и ГОиЧС

Утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов

В связи с тем, что Черноярский район имеет аграрную направленность, отходы формируемые на его территории носят, главным образом, бытовой характер (4 кл. опасности).

Основные составляющие вывозимых на свалки отходов (по массе):

image002.gif

В связи с тем, что основными составляющими вывозимых на свалки района отходов является органика, то в наибольшей степени проблема их утилизации решается методом компостирования.

Особого внимания требует к себе пластик. Этот вид отходов не разлагается в естественных условиях, легко перемещается ветрами по территории свалок и за их пределами. Пластик нельзя сжигать, поскольку при его горении выделяются высокотоксичные вещества. Устранение этого вида отходов может быть решена путем организации на территории района приемного пункта предприятий по утилизации отходов полиэтиленовой пленки и пластиковых изделий. Ближайшие перерабатывающие предприятия: ООО «Октан» г. Ахтубинск, Астраханский филиал ОАО «Регистратор НИКойл», г. Нариманов.

Кроме того в районе образуются отходы II и III класса опасности, которые не разрешено вывозить на свалки. Это нефтесодержащие отходы, шламы аккумуляторных батарей, электролиты. Данные отходы должны храниться в учреждении или хозяйстве и сдаваться по мере накопления на утилизацию в специализированные предприятия.

Учитывая сложность процесса сдачи отходов на утилизацию, связанную с отдаленностью перерабатывающих предприятий от Черноярского района, Администрация МО «Черноярский район» вышло в министерство ТЭК, недропользования и охраны окружающей среды Астрахангской области с предложением о включении в целевую программу «Отходы производства и потребления Астраханской области» финансирование организации пункта по утилизации нефтесодержащих отходов на территории района.

Характеристика мест размещения отходов на территории Черноярского района

На территории района нет полигонов твердых бытовых отходов, но функционируют организованные свалки, которые были введены в действие при согласовании природоохранных органов района, главного санитарного врача и земельного комитета, т.е. были соблюдены правила отвода территорий под организацию свалок на момент их образования. В таблице 1 представлены основные характеристики организованных свалок района.

Таблица 1

Наименование населенного пункта Площадь, га Емкость, куб.м Год ввода в эксплуатацию Численность обслуживаемого населения Способ захоронения
Соленое Займище 5,0 11000 1994 2227 Хранение навалом, механическое захоронение
Черный Яр Северная-4 45160 1997 8309
Южная–6,5 73385 1983
Зубовка 3 8000 1994 1414
Старица 2,5 37500 1996 2413
Ступино 2,0 2500 1994 415
Поды 4,0 4100 1994 803
Вязовка 2,0 3000 2000 1126
Каменный Яр 2,4 3600 2003 1107
Солодники 4,0 10000 2001 1951
Ушаковка 6,0 9000 1998 1635
Всего 41,4 234243 21400

Используя данные ЖКХ о среднегодовом вывозе твердых отходов по с.Черный Яр, методом экстраполяции можно вычислить, что в целом по Черноярскому району среднегодовой вывоз отходов составляет – 11000 куб. м.

Согласно табл. 1 общая вместимость санкционированных свалок района составляет – 234243 куб. м, а это в более чем в 20 раз превышает годовой объем вывозимых отходов.

Для перевода существующих санкционированных свалок в полигоны твердых бытовых отходов необходимы значительные финансовые для разработки проектов реконструкции (около 100 тыс. руб за один проект).

Дотационный характер районного бюджета не позволяется профинансировать вышеуказанные проекты. В связи с этим Администрация МО «Черноярский район» включило в перечень необходимых мероприятий в рамках целевой программы «Отходы производства и потребления Астраханской области» финансирование разработки проектов реконструкции полигонов на территории района.

Перечень мероприятий по улучшению работы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Черноярского района

Проблема Причина Пути решения
Неудовлетворительное состояние свалок и прилегающих к ним территорий Отсутствие инженерного обустройства свалок, недостаточное экологическое воспитание населения 1 вариант — на основе анализа вносимых платежей за негативное воздействие на окружающую среду выбрать наиболее активное в этом плане поселение и за счет экологических платежей произвести на его территории обустройство свалки в соответствии всех санитарных норм и правил

2 вариант – выделять на обустройство свалок поселений средства в прямо пропорциональной зависимости от поступивших платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Статус бесхозности существующих организованных свалок района Отсутствие заинтересованности предпринимателей в организации бизнеса на сельских свалках: 1. Назначение конкретного ответственного за свалки в каждом МО.

2. Организация в районном центре постоянно действующей службы по содержанию и обустройству мест размещения отходов. С учетом имеющейся техники и опыта работы, рациональнее всего это сделать на базе ЖКХ.

3. В других поселениях обустройство свалок можно проводить периодически на договорной основе с с/х предприятиями.

Захламление территории района пластиком — высокие темпы роста синтетического упаковочного материала;

— отсутствие производства по переработки пластика на территории района;

— высокая подвижность

Организация на территории района приемных пунктов предприятий по переработке полимерных материалов.
Утилизация нефтесодержащих отходов Отдаленность района от мест утилизации В результате обращения Администрации МО «Черноярский район» целевой программой «Отходы производства и потребления Астраханской области» предусмотрено финансирование организации пункта по утилизации нефтесодержащих отходов на территории района.

Постоянная ссылка на это сообщение: http://admcherjar.ru/swp/%d0%bd%d0%b0%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f/%d1%8d%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%8f-%d0%b8-%d0%b3%d0%be%d0%b8%d1%87%d1%81/%d1%83%d1%82%d0%b8%d0%bb%d0%b8%d0%b7%d0%b0%d1%86%d0%b8%d1%8f-%d0%b8-%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b5%d1%80%d0%b0%d0%b1%d0%be%d1%82%d0%ba%d0%b0-%d0%b1%d1%8b%d1%82%d0%be%d0%b2%d1%8b%d1%85-%d0%b8-%d0%bf%d1%80/